Проекты конкурса на «Парк искусств Зураба Церетели» представят на итоговой выставке в Сочи
Мозаичные монументальные сооружения в Курортном городке Адлера, некогда символизировавшие «всесоюзную радость», сегодня находятся в критическом состоянии. Несмотря на многолетние обращения граждан и обещания властей решить проблему, скульптурный комплекс продолжает деградировать. Основной ущерб объектам был нанесён в последние несколько лет, и последствия этого процесса стремительны и почти необратимы.
В ответ на сложившуюся ситуацию, Российская академия художеств запустила масштабный конкурс проектов, направленный на возрождение комплекса. В конкурсе участвуют более 500 человек: подано 247 заявок, в числе которых 108 коллективных и 139 индивидуальных участников. Интерес к работе над концепцией музейного комплекса на берегу Черного моря изъявили представители 7 стран: Россия, Беларусь, Армения, Грузия, Израиль, Казахстан и Узбекистан, что свидетельствует о высоком интересе к данной теме. Цель конкурса заключается не только в реставрации, но и в создании новой функциональной среды, которая будет отвечать современным требованиям.
В интервью блогеру из Адлера Даниилу Набокову представители Академии художеств заявили, что в проекте «Парка искусств Зураба Церетели» предполагается восстановление оригинальных мозаичных работ скульптора, а также организация музейного пространства и создание площадок для мастер-классов и творческих встреч. Это позволит не только сохранить культурное наследие, но и адаптировать его к современности.
По словам Василия Церетели, конкурс призван породить новые идеи и «полёт фантазии». Важно не только сохранить наследие, но и вдохнуть в него новую жизнь. Примером успешных преобразований могут служить парки Москвы, такие как Парк Горького и Музеон, где новые функции оживили пространство и сделали его более привлекательным для горожан и туристов.
Как отметил академик РАХ Зураб Мардахиашвили, восстановление объектов возможно благодаря наличию необходимых материалов и квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы с мозаикой при строительстве храма Святой Саввы в Сербии.
После отбора проектов экспертами, их представят на финальной выставке в марте 2026 года жителям Сочи и Адлера для ознакомления и голосования по определению победителя. Выставки работ пройдут как в самом Курортном городке, так и в залах Российской академии художеств, что позволит вовлечь общественность в процесс и сделать его более прозрачным.
Первоначальный вклад в премию финалистов обеспечивает Академия художеств. Для решения задачи реставрации скульптурного комплекса организаторы конкурса рассчитывают на привлечение инвесторов. Главный аргумент в пользу инвестиций заключается в туристическом потенциале: отреставрированный комплекс станет точкой притяжения для гостей Сочи и всей России. Развитие объекта создаст новые рабочие места, туристические маршруты и повысит капитализацию прилегающей территории.
Существует опасность сценария «много разговоров — мало действий». Без реальных шагов объект может быть утрачен. По словам народного архитектора России Андрея Бокова «рано или поздно сюда заедет бульдозер». Важно не допустить привыкания общества к упадку — необходим внешний взгляд и решительные меры.
Сохранение мирового культурного наследия и «культурного кода» города имеет огромное значение. По мнению Василия Церетели, создание нового общественного пространства, которое станет «любимым местом» для горожан и их семей, позволит не только сохранить историю, но и создать условия для её дальнейшего развития. Участники конкурса получат возможность внести вклад в социальную миссию и оставить след в истории города, что делает этот проект особенно важным для будущих поколений.
С видео-версией интервью можно ознакомиться по ссылке на канал Конкурса.